Главная ошибка водителей, из-за которой дизель может взорваться изнутри

© A. Krivonosov

Как распознать начало «разноса» и спасти двигатель от разрушения и пожара.

Одной из самых опасных неисправностей дизельных двигателей является «разнос» — ситуация, когда мотор начинает раскручиваться до максимальных оборотов, не реагируя на выключение зажигания. В этот момент из выхлопа валит густой дым, машину трясёт, а водитель оказывается бессилен. Всего за несколько секунд двигатель может полностью разрушиться или даже воспламениться, рассказал в интервью 32CARS.RU автомеханик Алексей Степанцов.

Причина чаще всего проста — перелив масла. При его избытке коленвал вспенивает жидкость, а турбина с системой вентиляции картера подаёт масло прямо в цилиндры, где оно сгорает как топливо. Возникает замкнутый цикл: чем выше обороты, тем больше масла попадает в цилиндры. Также излишек масла может появиться из-за неисправных форсунок, проблем с сажевым фильтром или пробитой прокладки ГБЦ, когда в масло попадает охлаждающая жидкость.

Признаки «разноса» — резкий рост оборотов без нажатия на газ, густой дым (чёрный или белый), сильные вибрации и свист турбины. Заглушить двигатель ключом невозможно: он продолжает питаться маслом. Остановить процесс можно только механически — включить высшую передачу, затянуть ручник и резко отпустить сцепление, чтобы мотор заглох от перегрузки.

«Разнос» — это наглядный пример того, как маленькая ошибка водителя или механика может обернуться катастрофой. Долив масла «с запасом» или игнорирование признаков неисправностей превращают исправный дизель в бомбу замедленного действия.

Современные турбодизели требуют внимательного отношения: регулярная проверка уровня масла, состояния турбины и форсунок — это не формальность, а жизненно важная профилактика. В противном случае цена ошибки — капитальный ремонт или даже потеря машины из-за пожара.