Отложенный спрос и китайские бренды поддерживают продажи

© Dasha Sysoeva

2026 год может стать переломным — если не вмешаются новые шоки.

После обвала в 2022 году российский рынок новых автомобилей начал восстанавливаться, но до уровней десятилетней давности ему ещё далеко. По словам автоэксперта Сергея Целикова, продажи в 2025 году могут составить около 1,25–1,3 миллиона машин, тогда как «естественный» объём рынка — около 1,5 миллиона. До показателей в 2–2,5 миллиона автомобилей, характерных для периода до 2014 года, пока дотянуться невозможно.

Главными факторами роста стали адаптация к новой экономической реальности и усиление позиций китайских брендов, заместивших привычных европейских и японских игроков. Немалую роль сыграл и накопленный отложенный спрос — по оценкам, он мог достигать миллиона автомобилей, сформировавшись в 2022–2023 годах. Частично его удовлетворили поставки подержанных машин через параллельный импорт, пишет SPEEDME.RU.

В 2025 году первые месяцы были слабыми — около 90 тысяч новых автомобилей в месяц. Но уже к лету—осени рынок ускорился, и в отдельные месяцы продажи превысили 120 тысяч. Снижение ключевой ставки и ослабление рубля создают парадоксальные условия: с одной стороны, поднимаются цены, с другой — спрос подогревается ожиданиями дальнейшего удорожания.

На 2026 год возможны три сценария. Базовый — выход на стабильные 1,5 миллиона автомобилей в год, что даст прирост около 20% к результатам 2025 года. Позитивный и негативный варианты зависят от геополитики, особенно от развития ситуации с СВО. Если не произойдут новые потрясения, 2026 год может стать периодом стабилизации и закрепления новой рыночной структуры.