Китай и Киргизия больше не спасают: поток машин слабеет

© A. Krivonosov

Россиянам грозит дефицит новых авто вне официальных каналов.

Параллельный импорт легковых автомобилей в Россию, ставший спасением после ухода мировых автогигантов в 2022 году, стремительно теряет обороты. Если в 2023 году в страну было завезено 225,5 тыс. новых автомобилей без ОТТС, то в 2024 году объём снизился на 20% — до 181,2 тыс. машин. Еще более тревожна статистика за первые восемь месяцев текущего года: только 70,8 тыс. авто, что на 40% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, пишет 32CARS.RU.

Наибольшую долю поставок по-прежнему удерживает Китай — 41,2%. Однако транзитные направления, такие как Киргизия (26,4%) и Беларусь (13,3%), уже не дают прежнего объема: особенно резко упал поток из Киргизии — на 67%. Единственным исключением стала Южная Корея, которая неожиданно увеличила объёмы на 165%.

По маркам лидерство сохраняет Toyota (18,1%), за ней следуют BMW (11%), Geely (9,8%), Mercedes-Benz (6,7%) и китайская Lixiang (6,2%). Несмотря на эти цифры, общая ситуация вызывает обеспокоенность. Параллельный импорт больше не справляется с ролью альтернативы.

Усиление таможенного контроля, рост курса валют, сложности с логистикой и риски юридического характера делают схему менее привлекательной. Если тренд сохранится, россияне могут столкнуться с реальным дефицитом доступных иномарок вне официальных поставок уже в ближайшие месяцы.