С 1 ноября 2025 года в России вступают в силу новые правила утилизационного сбора. Отмена льгот и рост ставок вызвали волну протестов — более 100 тысяч дизлайков на сайте Минпромторга и митинг во Владивостоке.
Утилизационный сбор в России действует с 2012 года и был создан для поддержки отечественного автопрома после вступления страны в ВТО. Если раньше тарифы изменялись постепенно, то за последние три года рост стал беспрецедентным. Новые поправки, которые вступят в силу с 1 ноября 2025 года, уже вызвали бурную реакцию общества: проект изменений на портале Минпромторга собрал более 100 тысяч дизлайков, а во Владивостоке согласован митинг в знак протеста.
Документ содержит два ключевых нововведения. Первое — увеличение ставок коммерческого утилизационного сбора в зависимости от мощности двигателя. Это может серьёзно ударить по бизнесу, хотя отрасль, по мнению экспертов, сможет адаптироваться. Второе — отмена льгот для физических лиц при ввозе автомобилей мощностью свыше 160 л.с. для личного пользования. Такой шаг фактически сделает импорт таких машин экономически невыгодным.
По статистике «Автостата», с начала 2025 года физические лица ввезли в страну более 400 тысяч легковых автомобилей, половина из которых имеют двигатель мощностью свыше 160 л.с. Новые правила могут полностью лишить рынок этого сегмента, включая современные гибриды и электромобили.
В интервью журналу 32CARS.RU эксперт Сергей Целиков предложил альтернативу: сохранить шкалу расчёта утилизационного сбора по мощности, но изменить размер льготного тарифа — повысив его с текущих 5–10 тысяч рублей до 30–50 тысяч. Такой подход, по его мнению, позволит сохранить сегмент мощных автомобилей и при этом увеличить поступления в бюджет. В противном случае рынок рискует утратить востребованные модели, а интерес россиян к электромобилям может значительно снизиться.
Изменения в утилизационном сборе становятся серьёзным испытанием как для бизнеса, так и для автовладельцев, и будут влиять на структуру автомобильного рынка в ближайшие годы.