Автопарк стремительно стареет: почему на новых машинах ездит всё меньше россиян

© E. Vartanyan

Рекорд по возрасту: в РФ больше всего «долгожителей» на колёсах.

В 2025 году российский автопарк официально стал одним из самых возрастных в мире: по итогам девяти месяцев текущего года 61,8% автомобилей в стране старше 12 лет. Это максимальный показатель за последние годы и тревожный сигнал о продолжающемся старении машин на фоне недостаточного объёма продаж новых моделей, пишет 32CARS.RU.

По данным аналитика Олега Мосеева, за последние четыре года доля автомобилей в возрасте 1–3 лет сократилась с 10,5% до 7,3% (—30%), а сегмент 10–11 лет рухнул с 12,9% до 7,3% (—43%). При этом категория машин старше 12 лет прибавила 20%, став абсолютным лидером по росту. Незначительное укрепление наблюдается лишь в сегменте 4–7 лет, но и он, по прогнозам, в ближайшие годы пойдёт на спад.

Средний срок эксплуатации автомобилей в России приближается к 15 годам, и этот показатель будет продолжать расти. Причина очевидна — дефицит новых авто, высокая цена и нестабильный рынок. В 2022 году на одну «старую» машину приходилось почти две относительно свежие, но сейчас ситуация повернулась в обратную сторону: новые автомобили становятся роскошью, доступной всё меньшему числу россиян.

Текущая структура автопарка говорит не только о падении доступности, но и о будущем росте затрат на обслуживание, снижение безопасности и экологии транспорта в стране. Без масштабного восстановления производства и импорта новых машин тренд на старение лишь усилится, превращая автомобильный рынок России в одну из самых «возрастных» зон мира.