Европа аплодирует: китайский авторынок пошёл на спад.
Авторынок Китая впервые за 14 месяцев показал снижение продаж. В октябре 2025 года, по данным Китайской ассоциации пассажирских автомобилей (PCA), объёмы поставок конечным покупателям сократились на 0,8% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Этот спад стал первым с августа 2024-го, если не учитывать традиционное падение в январе на фоне празднования Нового года по лунному календарю, пишет 32CARS.RU.
Ключевая причина — прекращение действия региональных программ субсидирования. Например, в Шанхае и других мегаполисах больше не работают премии за утилизацию старых автомобилей, которые ранее значительно стимулировали спрос.
В течение 2025 года власти одобрили свыше 10 миллионов заявок на выплаты, что и обеспечивало рост продаж. Но теперь эффект исчерпан: за октябрь — минус, и рынок резко «остыл». Наиболее пострадали немецкие автопроизводители. Volkswagen столкнулся с агрессивной ценовой конкуренцией со стороны китайских электромобильных стартапов, а такие премиум-бренды, как Mercedes-Benz, BMW и Porsche, фиксируют двузначное падение продаж.
Всё больше состоятельных китайцев делают выбор в пользу локальных брендов — технологичных и доступных. Стагнация китайского авторынка может сыграть на руку европейским и даже российским производителям, включая АвтоВАЗ.
Пока Китай пересматривает внутренние стимулы, другие рынки получают окно возможностей для восстановления экспортных позиций. Однако если Пекин вовремя не перезапустит субсидии, рынок в 2026 году может ожидать более глубокий спад — с последствиями для всего глобального автопрома.