Парадокс автоторговли: дилеры в России исчезают, а соглашений всё больше

© Dasha Sysoeva

Рост без роста: почему увеличивается число контрактов при падении числа автосалонов.

Российский автомобильный рынок оказался в парадоксальной ситуации: число дилерских контрактов растёт, а количество автосалонов снижается. По данным «Автостата», к октябрю 2025 года в стране действовало 4522 дилерских соглашения, что на 220 больше, чем в начале года. Однако число реальных точек продаж сократилось с 3106 до 2975, пишет 32CARS.RU.

Эксперты объясняют это явление тем, что новые контракты оформляются без открытия новых салонов. Вместо строительства используются существующие площади, а сами соглашения нередко дублируются: например, у одного дилера появляется сразу несколько брендов.

Особенно активно в этом направлении работает Chery и её дочерняя марка Tenet — только их «разделение» добавило 217 новых контрактов. Похожая стратегия используется и брендом Solaris, который расширяется на базе бывших партнёров Hyundai и KIA.

Ещё одним драйвером роста стал бренд Knewstar, сразу подписавший более 200 контрактов. На рынок также вышли KGM, Lixiang, Rox, Avatr и АмберАвто. При этом другие марки, в первую очередь BAIC, FAW, Dongfeng, JAC, Omoda и Jetour, начали сворачивать присутствие, а глобальные бренды — такие как Toyota, Suzuki, BMW, Hyundai и Mazda — продолжают терять дилерскую сеть.

За три квартала 2025 года было заключено и расторгнуто почти 1800 соглашений, что говорит о высокой турбулентности сектора. Внешнее расширение сети не отражает реального роста рынка. Речь идёт скорее о перераспределении долей между китайскими брендами, чем о восстановлении после ухода мировых автогигантов.

Российская дилерская карта становится более насыщенной на бумаге, но в действительности потребитель сталкивается с сокращением реальных точек доступа, что может ограничить сервис и доступность брендов в регионах. Такая структура чревата перегревом в одних зонах и полным отсутствием присутствия в других.