Новые ставки утильсбора перестроят рынок ввоза иномарок, но не остановят его

© B. Naumkin

Почему повышение утиля сильнее ударит по «среднему сегменту», а премиум почти не заметит изменений.

Повышение утильсбора в России не остановит параллельный импорт, но серьёзно изменит структуру рынка. Сильнее всего вырастут в цене автомобили среднего класса, тогда как премиальные модели практически не пострадают. Наиболее ощутимый удар придётся на подержанные иномарки старше трёх лет — их ввоз станет экономически бессмысленным.

По словам директора CarClick Сергея Пиголкина, интерес к параллельному импорту по-прежнему высок. Многие россияне, разочаровавшиеся в новых китайских моделях, продолжают выбирать Subaru, Mazda, Toyota и другие привычные бренды, и таких покупателей становится всё больше.

Однако сегментация рынка изменится. В категории «лёгкого премиума» — BMW X1—X5 (в 2-литровой версии), Mercedes C-/E-/GLC-Class, Toyota RAV4 и Highlander — рост цен будет умеренным. Утильсбор увеличится с 677 тысяч до 800–950 тысяч рублей, что поднимет стоимость, например, BMW X3 лишь примерно с 7 до 7,3 млн рублей. Такие машины продолжат активно ввозить через страны ЕАЭС благодаря более низким таможенным платежам, пишет TARANTAS.NEWS.

В «тяжёлом люксе» изменения и вовсе несущественны: покупатели Porsche 911 за 35 млн рублей или Cadillac Escalade за 25–26 млн не станут отказываться из-за подорожания утиля на 1 млн. Эти автомобили, как отмечает эксперт, продолжат приходить на рынок в прежнем объёме.

В сегментах вроде Porsche Cayenne, Panamera и BMW X5/X7 рост утильсбора ощутимее, однако, по словам Пиголкина, всё будет зависеть от курса рубля. Возможна кратковременная просадка спроса, но рынок адаптируется и, вероятно, вернётся к росту в 2026 году.

Ситуация с подержанными иномарками 3–5 лет значительно хуже: утильсбор может превысить цену самого автомобиля. Например, к Hyundai Santa Fe за 3 млн рублей добавится ещё 3,5 млн утиля, а BMW X5 тех же годов станет просто нерентабельным к ввозу. Фактически сохранится лишь импорт машин до 160 л.с., подпадающих под льготные ставки.

В итоге параллельный импорт продолжит существовать, но сместится в сторону более дорогих и свежих автомобилей, постепенно уходя от рынка подержанных моделей.