Эксперты: рынок перенасыщен, и дилеры рискуют.
Российский авторынок переживает парад брендов: после ухода части иностранных компаний и введения санкций в 2022–2023 годах на рынке осталось всего 14 официальных марок. Однако за два года ситуация кардинально изменилась — сегодня в России представлено 129 автомобильных брендов. Из них 65 — китайские, 55 работают через параллельный импорт, ещё девять — российские производители. При этом объём рынка составляет лишь 1,4 млн автомобилей в год, пишет SPEEDME.RU.
Для сравнения, в США продаётся 15 млн машин, и при этом работает только 45 брендов. Это наглядно демонстрирует, что российский рынок не в состоянии вместить такое количество игроков. Уже сейчас фиксируются случаи, когда некоторые бренды продают по 5–10 автомобилей за десять месяцев. При таких объёмах невозможно поддерживать полноценную дилерскую сеть, складские запасы и сервисную инфраструктуру.
Значительная часть новых брендов не выдержит конкуренции и покинет рынок. Это создаёт риски как для дилеров, которые открывают шоурумы с низкой проходимостью, так и для потребителей, которые могут остаться без гарантийного обслуживания и запчастей. В условиях раздробленного рынка один и тот же сервисный центр обслуживает до 10–15 разных марок, что снижает качество услуг и усложняет логистику.
Такая ситуация требует немедленного вмешательства со стороны государства. Необходимы чёткие правила допуска новых брендов на рынок: от обязательств по гарантийному обслуживанию до условий ухода. Пока регуляция отсутствует, рынок будет продолжать раздуваться, а последствия — испытывать на себе покупатели и дилеры.