Минус 45% весной: рынок новых машин восстанавливается после шока

© A. Krivonosov

Цены растут, заводы не справляются: автодилеры объяснили спад.

Начало 2025 года стало болезненным для российского автомобильного рынка. Резкое повышение ключевой ставки Центробанком до 21% сделало автокредитование практически недоступным для большинства покупателей. А ведь именно кредитные программы традиционно формировали до 70% всех продаж новых автомобилей.

Как подчеркнул глава РОАД Алексей Подщеколдин на церемонии «Автомобиль года», резкое сокращение выданных займов привело к ощутимому падению спроса, пишет 32CARS.RU.

По статистике, объём автокредитования сократился почти вдвое, а рынок легковых автомобилей должен был упасть минимум на 30%. Фактически снижение составило 20%, что совпало с предварительными оценками аналитиков. Однако март оказался критическим — минус 45% продаж, и только к осени показатели начали стабилизироваться. По итогам года рынок всё же останется в минусе — на 10–15% относительно прошлого года.

Дополнительное давление оказала регуляторная среда: с 1 января вступило в силу повышение утилизационного сбора, параллельно усилились ограничения на импорт. В условиях, когда российские автозаводы способны производить лишь 700 тысяч машин в год при потребности в 1,5 миллиона, дефицит стал неизбежным. Как следствие — рост цен, до 40% которых теперь приходится на государственные сборы.

Дилеры и производители, получающие не более 5% прибыли с одной машины, несправедливо становятся мишенью для критики из-за роста цен. На деле ключевыми драйверами подорожания остаются государственные фискальные меры и ограниченные производственные мощности. Без системной реформы автокредитования и поддержки локального производства рынок не сможет выйти на стабильный рост.