Покупатель стал гибче, а авто — дороже: как сместились предпочтения россиян.
На фоне вручения премии «Автомобиль года в России» специалисты Avito Авто представили масштабное исследование, которое стало зеркалом трансформации российского авторынка. Поведение покупателей меняется не точечно, а системно — от ценовых ожиданий до способов коммуникации. Автомобиль больше не выбирают так, как раньше, и это уже не временный сдвиг, а новая реальность, пишет 32CARS.RU.
Несмотря на общий рост цен, подавляющее большинство россиян по-прежнему ищут авто в пределах до 2 млн рублей. Однако фокус сместился: доля покупателей, ориентирующихся на машины до 1 млн, сокращается, а интерес к сегменту 1–2 млн активно растёт. Сегодня в этом ценовом диапазоне новый автомобиль ищет уже 27% покупателей — почти на 4% больше, чем год назад. Планка «доступного авто» сместилась вверх, и именно этот сегмент становится основой для новых продаж.
В сегменте до 1 млн рублей по-прежнему популярны подержанные Lada и старые иномарки вроде Toyota Camry или Kia Rio. А вот в диапазоне 2–3 млн царит Китай: Haval Jolion, Omoda C5, Jetour.
После 3 млн — уверенное доминирование таких моделей, как Geely Monjaro, Voyah Free и Tank 500. Это подтверждает, что китайские бренды окончательно вытеснили конкурентов в среднем и верхнем ценовом сегменте.
Сегодня всё больше покупателей приходят за автомобилем без жёсткой привязки к бренду или модели. В группе 30–39 лет таких стало 27% против 21% годом ранее, а среди молодёжи 20–29 лет — доля спонтанных смен решений при покупке выросла с 14% до 19%. Эта гибкость — шанс для новых брендов, особенно китайских, заявить о себе и захватить долю рынка. Кроме того, кардинально изменилась сама модель коммуникации с дилером.
Покупатели массово уходят в онлайн: доля общения через чаты Avito выросла с 58% до 66%, а сделки через «Авито Селект» удвоились. Люди хотят прозрачных условий, фиксированных цен и минимум давления со стороны продавцов. Такой подход уже стал нормой.
Впервые за долгое время 37% пользователей Avito ищут новый автомобиль, и каждый десятый осознанно перешёл из «вторички» в сегмент новых машин. Причина — снижение разницы в ценах между новыми китайскими авто и подержанными иномарками. Всё больше покупателей готовы немного доплатить, но получить современное оснащение и гарантию.
Рынок не просто реагирует на изменения — он выстраивает новые правила. Китайские бренды быстро подстраиваются под запросы, молодёжь — отказывается от привязки к маркам, а онлайн-продажи становятся основой. Всё это говорит о том, что традиционные подходы к продажам больше не работают, и успех в 2025 году будет зависеть от умения слышать нового покупателя.