Дисбаланс на авторынке РФ: разрыв между регистрациями и поставками 110 тыс. авто

© A. Krivonosov

С августа по октябрь рынок РФ ушел в дисбаланс: разрыв между регистрациями и поставками около 110 тыс. авто. Склады худеют, скидок меньше, возможен дефицит.

Российский авторынок за три осенних месяца вошел в фазу заметного дисбаланса между регистрациями и поставками: с августа по октябрь оформлено 411 тыс. новых легковых машин, тогда как отечественные заводы выпустили лишь 197 тыс., а импорт добавил 112 тыс. По расчетам Сергея Целикова, чистый разрыв между спросом и притоком превысил 102 тыс.; с учетом спецучета и экспорта он может быть примерно на 10% выше — фактически рынок «съел» около 110 тыс. автомобилей, и склады ощутимо похудели, об этом сообщает издание 32cars.ru.

В первой половине года производство и импорт в среднем успевали за темпами регистраций, дефицита не наблюдалось. Но осенью картина изменилась: на фоне обсуждения повышения утильсбора спрос подрос, а выпуск не смог оперативно прибавить. Импорт по-прежнему сдержан — логистика и стоимость перевозок давят на канал поставок.

Такая просадка запасов уже отражается на ценах и ассортименте: дилеры меньше склонны к скидкам, покупателям приходится дольше искать нужные комплектации. Если инерция сохранится, к началу следующего года рынок рискует вернуться к легкому дефициту, похожему на ситуацию 2022–2023 годов. По логике текущей динамики, продавцы будут удерживать прайс-листы жестче, а решения о покупке станут быстрее — когда машин меньше, гибкости на переговорах тоже становится меньше.