«Carspreading» угрожает улицам Европы: SUV толстеют, а парковки не растут

© A. Krivonosov

Автомобили в Европе становятся шире и тяжелее, перегружая улицы и провоцируя ужесточение парковочных правил.

Всё больше европейских городов сталкиваются с новой городской проблемой, которую англоязычные СМИ обозначили как «carspreading» — постепенное увеличение габаритов и массы автомобилей, не сопровождаемое изменениями в уличной инфраструктуре. По данным SPEEDME.RU, за последние пять лет средняя ширина новых автомобилей в Европе выросла с 182 до 187,5 см, а масса — с 1 365 до 1 592 кг. Главной причиной эксперты называют рост популярности SUV, в том числе электромобилей, которые из-за батарей оказываются ещё тяжелее.

Практические последствия становятся очевидны: современные автомобили всё чаще оказываются шире типового парковочного места, шириной около 1,8 м. Это усложняет маневрирование, повышает риск повреждений дверей и бамперов, а также вынуждает местные власти тратить средства на расширение парковок или переразметку, что зачастую снижает общее количество мест.

В ответ города начинают вводить экономические меры. Так, Париж ужесточил тарифы на парковку для тяжёлых автомобилей, особенно для приезжих, и уже зафиксировал снижение их доли на уличных стоянках. В Кардиффе власти одобрили повышение стоимости разрешений для машин массой более 2 400 кг, и этот шаг рассматривается как пример для других муниципалитетов.

Тем временем покупатели продолжают выбирать крупные авто, объясняя это потребностями семьи, объёмом багажника, удобной высокой посадкой и чувством безопасности. Для автопроизводителей выпуск SUV остаётся выгодным: на базе схожих платформ удаётся создавать более маржинальные модели.

К сожалению для Европы, «carspreading» превращается из дизайнерской и маркетинговой особенности в реальную городскую проблему. Теперь она требует системного подхода к городской политике и регулированию инфраструктурного планирования.