Монополия на сервис: владельцы электрокаров рискуют остаться без выбора.
В Китае разгорается конфликт между автопроизводителями и независимыми механиками, ремонтирующими электромобили. Крупные бренды начали подавать иски к частным специалистам за несанкционированный доступ к батареям и электронике. В Шанхае двое мастеров уже получили условные сроки за считывание данных с аккумулятора, а против популярного блогера Brother Long подан иск за восстановление батарей.
Производители заявляют, что такие действия небезопасны: возможны пожары, сбои систем и ошибки в передаче данных в государственные реестры. Особенно жёсткие ограничения касаются высоковольтных компонентов и блоков управления. Однако эксперты считают, что за этим стоит стремление автогигантов взять рынок ремонта под полный контроль, пишет 32CARS.RU.
В результате даже базовое обслуживание вне официального сервиса становится невозможным: нет доступа к программному обеспечению, оригинальным запчастям и обучающим материалам. При этом дилеры нередко предлагают не ремонт, а замену целых узлов — что влечёт за собой колоссальные затраты для автовладельцев.
В России пока нет подобных прецедентов, но тенденция настораживает. Китайские марки активно выходят на местный рынок, при этом ограничивая поставки комплектующих и не взаимодействуя с независимыми СТО. Без системной поддержки рынок ремонта электромобилей может оказаться в тупике.